в Рабочие моменты

Изменение роли дизайна и дизайнера в бизнесе и обществе

1640188681

В прошлом году мне попалось большое исследование в журнале She Ji о том, как меняется роль дизайна и дизайнеров — Paradigm Shift: Report on the New Role of Design in Business and Society.

Я тогда запоем прочитал его во время 8-часового перелета Москва–Хабаровск и мы с Кириллом Моисеевым подготовили перевод заключительной части, но до сегодняшнего дня он пылился в Гугл-документах — исправляюсь.

Это глубокий и важный документ о том, что происходит и будет происходить с профессией дизайнера и отраслью дизайна в ближайшие годы. Я очень рекомендую его прочесть дизайнерам, арт-директорам, менеджерам продуктов и всем, кто занят в сфере дизайна (в широком смысле слова). Не важно, в каком городе или стране вы работаете — это исследование описывает мировой контекст и тектонические сдвиги, которые в скором времени коснутся всех.

Это не развлекательный документ и мы старались сохранить стилистику при переводе, поэтому чтение потребует некоторых усилий. Для расширения контекста я прикрепил несколько ссылок от себя.

Выводы исследования

Понимание дизайна трансформируется. Сначала он занимался тем, чтобы создать привлекательную оболочку, затем превратился в инструмент решения проблем. А сегодня дизайн — это поиск и описание проблем. Видение его роли в бизнесе и обществе меняется. Часто можно наблюдать, как дизайн помогает организациям на стратегическом уровне. Он становится важной частью стратегического планирования и принятия решений. Дизайнеров начинают признавать, видя в них лидеров нового поколения — стратегов и инноваторов.

С каждым днём крепчает понимание того, что дизайн является ценным ресурсом развития бизнеса. Крупные компании (например, Apple, Nike, Coca-Cola, IBM), известные своим дизайн-ориентированным подходом, стали чаще говорить о важности дизайна. Дизайнеры стали занимать ключевые позиции. Дизайн стал отправной точкой инноваций. Стоит отметить, что дизайнеры, получившие топовые должности, стали у штурвала не потому, что они дизайнеры, а потому, что они способны подчинять дизайн целям бизнеса, способны объяснить, какую ценность он несёт для развития компании.

В добавок к этому, огромный интерес к дизайну стали проявлять и компании, для которых он раньше был чем-то чуждым — финансовый сектор, например. Такие компании, как Bloomberg, PwC, Deloitte, Accenture, BCG, McKinsey, Fidelity Investments, Capital One, Barclays, Xero теперь развивают собственные департаменты дизайна. Более того, большое число консалтинговых фирм стали сотрудничать с известными дизайн-студиями, чтобы укрепить свои позиции в цифровом медиа и диверсифицировать портфолио (The Difference, Optimal Experience, Aqua Media, Fjord, Strategic & Creative, Lunar, Adaptive Path).

Дизайн также доказал свою ценность и в новых сферах бизнеса, предлагающих инновационные сервисы (например, Facebook, AirBnB, Snapchat, Behance, Tumblr, Instagram ). Дизайнеры играют не только роль двигателя бизнеса, но и часто становятся сами основателями компаний. Роль дизайна в развитии и запуске новых бизнесов также признали и инвестиционные фонды, которые привлекают дизайнеров для работы с портфельными проектами (Google Ventures, Khosla Ventures, Coca-Cola Founders).

В общем, на дизайн взглянули другими глазами, увидев в нём важный элемент, обеспечивающий успешное развитие общества. Огромное количество международных организаций и фондов смещают фокус в сторону дизайна и запускают в разных контекстах инициативы, в основе которых лежит именно дизайн (например, United Nations, The World Bank, The Rockefeller Foundation, Bill & Melinda Gates Foundation, The Clinton Foundation). Всё это говорит о том, что дизайн стал иметь огромное значение, ранее невиданное в истории.

Возможные последствия

Превращение дизайна в стратегический ресурс для внедрения инноваций в социальной сфере и бизнесе имеет характерные черты глобального тренда. Глобальные тренды сильно влияют на экономику, политику, общество, технологии и окружающую среду. Они долго могут не проявляться, но, если уж это происходит, то под влияние попадает много процессов.

Меняется видение на государственном, на общественном уровнях на десятилетия вперёд. И поскольку тренд с дизайном начал проявляться уже сейчас, возникает вопрос: «Каких улучшений стоит ожидать?» Развитие подобного типа, как правило связано с разрушением экосистемы, в которой это развитие происходит. Опираясь на данное исследование, можно выделить несколько ключевых последствий разворачивающегося тренда.

Потребность в развитии внутренних дизайн-команд продолжит расти. В результате этого, крупные дизайн-агентства будут испытывать серьёзные проблемы — их большие клиенты будут стремиться решать дизайн-задачи самостоятельно. Крупным дизайн-студиями придётся поменять подход к ведению бизнеса: начать смотреть в сторону клиентов, которые были раньше недооценены (например, правительства, университеты, маленькие и средние фирмы) или уменьшиться.

Возможности останутся для маленьких студий, предлагающих нишевые продукты для компаний со своими департаментами дизайна, а также для тех студий, которые работают с малым бизнесом. С развитием тренда, крупные агентства начнут выходить на маленькие и средних клиентов, чтобы выжить, а маленькие студии будут испытывать серьёзные проблемы. Затем, студии откажутся от идеи держать большое количество штатных дизайнеров и будут стремиться работать с фрилансерами на проектной основе. Некоторые дизайнеры фрилансеры будут продолжать обслуживать мелкие и средние компании, которые не могут позволить себе услуги больших дизайн-агентств.

Big Data становится неотъемлемой частью крупного бизнеса и государства. Встаёт вопрос не только о том, как переработать большой объём информации, но и том, как представить его обычному человеку в доступной форме. Ситуацию обостряет появление автономных устройств, которые обмениваются друг с другом информацией через Интернет без участия человека. Это приведёт к небывалому росту объёма данных. В результате, мы как никогда будем нуждаться в тех, кто способен разглядеть в потоке информации суть и визуализировать её — информационных архитекторах.

Несмотря на то, какую роль сегодня играет цифровой дизайн, дизайн для печати не перестанет существовать. Однако потребность в нём значительно сократится, по крайней мере в корпоративном секторе, где его применение ограничится лишь производством небольших тиражей печатной продукции.

Говоря о разработке продуктов, цифровой дизайн меняется. Мы уходим от концепции отзывчивого дизайна к новой парадигме — дизайну модульному. От дизайна для мобильных и десктопов, к дизайну для носимых устройств, автомобилей, бытовой техники и т. д. Как и большие данные, автономные устройства с доступом к Интернету будут оказывать огромное влияние на развитие модульных цифровых технологий.

Так как создание и развитие новых цифровых продуктов и каналов коммуникации становится нормой для бизнеса, хорошие UI/UX-дизайнеры будут крайне востребованы.

Дизайн становится мультидисциплинарным. Современные концепции дизайна — продукт коллективного разума, соавторами которого становятся люди часто далёкие от дизайна. Это означает, что теперь ключевая задача дизайнеров-лидеров — не создание уникальных креативных решений, а развитие среды, в которой будут появляться свежие идеи.

Кроме этого, с принятием дизайнерского стиля мышления на всех уровнях бизнеса и общества будет появляться всё больше тех, кто зовут себя «дизайнерами», не имея при этом соответствующей подготовки. И хотя эта тенденция уже успела дать положительный эффект, тем не менее есть и подводный камень: люди могут начать думать, что им вовсе и не нужно учиться тому, как мыслить по-дизайнерски — так, как это делают хорошие дизайн-студии. В общем, существует опасность, что профессия дизайнера может быть дискредитирована в долгосрочной перспективе.

Поскольку человекоориентированный подход к дизайну становится стандартом индустрии, дизайнерам придётся стать хорошими исследователями. Университеты уже предлагают будущим дизайнерам программы подготовки с фокусом на исследования, а количество программ, заточенных на развитие навыков владения техническими средствами сокращают. Будут востребованы аспирантские программы в сфере дизайна, поскольку будет спрос на дизайнеров, обученных методикам исследования и способным работать в крупных и сложных проектах.

Конечно и дизайнеры с чисто техническими навыками без работы не останутся, но чтобы оставаться конкурентоспособными и придётся постоянно развивать свои навыки. Магистерские степени станут новым стандартом в сфере дизайна. В добавок ко всему этому, хорошая почва уже подготовлена для университетов, чтобы готовить докторов наук в сфере дизайна, нацеленных на то, чтобы стать профессиональными дизайнерами или исполнительными директорами. Доктора в сфере дизайна могут стать серьёзными конкурентами выпускникам MBA или стать следующей ступенькой для тех управленцев, которые хотят овладеть дизайнерским стилем мышления для развития бизнеса. Эти степени могут развиваться в связке с образование, предлагаемым бизнес-школами.

Будет эволюционировать то, каким образом бизнес взаимодействует с дизайном. Фокус сместится с решения проблем на их обнаружение. Бизнесу больше не будет достаточно просто решать текущие проблемы. Появится потребность в том, чтобы идентифицировать и предугадывать проблемы прежде, чем они появятся.

Поскольку дизайн входит в социальную сферу и становится серьёзным агентом влияния, меняющим общество и определяющим вектор его развития, для дизайнеров и бизнеса открываются перспективы для развития новых направлений в сфере дизайна.

Мир усложняется, что не проходит мимо внимания правительств. Это приведёт к тому, что государства пополнят ряды клиентов дизайн-студий. В первую очередь, интерес государств будет сосредоточен на тех агентствах, которые способны решать с помощью дизайна проблемы общества, придумывать решения, которые обеспечат стабильное развитие общества. Не исключено, что правительственные структуры будут создавать собственные отделы по дизайну. Уже есть примеры того, что это происходит, и в скором будущем тренд станет проявляться отчётливей.

Заключение

Сфера дизайна без конца эволюционирует. Теперь, со смещением индустриальной экономики в Азию, и приходом экономики знаний в Европу и Америку, роль дизайнеров вновь поменялась. Портфолио сегодняшних корпоративных дизайнеров-лидеров сильно отличается от того, что было у дизайнеров девяностых.

Дизайнеры — это больше не эксцентричные креативщики-визионеры, работающие стыке бизнеса и общества. Напротив, они превратились в лидеров-стратегов, которые помогают очертить мир в котором нам жить. И корпоративные дизайнеры больше не идентифицируют себя, как авторов творческих продуктов, реализованных лишь с целью удовлетворить своё творческое эго. Напротив, они видят себя провайдерами услуг, которые способны сводить нужды потребителей и задачи бизнеса.

Однако, этот вовсе не означает, что не стало места творчеству в их работе. Просто дизайнерское мышление вышло на новый уровень, чтобы решать задачи нового толка. А затем, когда и Азия начнёт осваивать рынок знаний, дизайнерам вновь придётся адаптироваться, появятся новые возможности.

Тем временем, вот что очевидно. Дизайн сегодня — это не про проектирование объектов, визуальной оболочки, простанства. Дизайн — это проектирование систем, стратегий и опыта. Поэтому дизайн сегодня воспринимается как средство, которое помогает корпорациям внедрять инновации, как средство, которое влияет на развитие общества. Сегодняшнего дизайнера отличает от традиционного то, что он более не является тем, кто решает насущные проблемы, прописанные в техническом задании. Он отправляется в исследование, чтобы обнаружить и предотвратить проблемы, которые могут всплыть в будущем — такой дизайнер конструирует техническое задание сам.

Потребность в дизайнерах с традиционной технической базой и художественными навыки пока сохраняется, но всё больше дизайнеров стремятся овладеть новым набором навыков, которые выходят за рамки сферы дизайна.

Примеряя на себя роль этнографа-исследователя или бизнесмена, дизайнеры оперируют теперь на том уровне, где переплетаются социальные науки с бизнесом. Вооружённые новыми навыками и концепциями, дизайнеры теперь провозглашают себя теми, кто формирует общественное мнение, кто способен критически мыслить, стратегически планировать и влиять на весь мир.

Такой видение дизайнеров подняло их позиции в корпорациях, сделав управляющими. На дизайнерские отделы взглянули другими глазами, увидев в них силу, способную влиять на глобальную политику. Новое поколение дизайнеров участвует в процессах планирования и определения того, каким дизайну быть, для кого его делать и для чего его делать. Дизайн — это больше не про форму и стиль, проходившие красной нитью через дизайн прошлого.

Подводя итог, примеры, обозначенные в исследовании говорят о том, что мир стал нуждаться в новом типе дизайнеров, которые не только смотрят на эстетическую сторону жизни, но ещё и разбираются в культуре, любопытные до мозга костей и умеют включать и логику, и интуицию. В добавок к этому, дизайнеры должны уметь ясно и глубоко мыслить, чтобы эффективно работать с разношёрстными акционерами.

Дизайнеры должны уметь доходчиво излагать идеи, используя визуальные и вербальные средства, текст. Дизайнеры должны уметь анализировать и структурировать информацию о том, как люди взаимодействуют с данными, технологиями, знаниями, культурой, окружением, объектами и обществом. Их работа должна опираться на конкретных людей и конкретные контексты, а не на то, как они видят решения в своей голове. Всё это говорит о том, что устройство общества изменилось, и это привело к переосмыслению дизайна. Дизайн сегодня стал человекоориентированным. Цель его — помогать бизнесу, обществу и человеку.

Проблемы образования

Дизайнеры стали занимать управленческие позиции в компаниях. Корпорации стали уделять больше внимания развитию внутренних отделов дизайна. Это стало трендом, который стоит подвергнуть тщательному исследованию. Текущее положение дизайна и его роли в бизнесе находится в промежуточном (транзитном) положении.

Всё ещё открыт вопрос о том, каки набором навыков, какое образование и опыт должны иметь дизайнеры сегодняшнего дня. Всё ещё не ясно каким образом должны работать отделы дизайна внутри компании и какую структуру они должны иметь. Более того, преждевременно говорить какая из существующих моделей может оказаться самой успешной, а какая провалится.

В конечном счёте, непонятно каким будет образование для дизайнеров в будущем. Тем не менее, я бы хотел порекомендовать вам, продолжить свои изыскания в следующих направлениях:

Ближайший рубеж. Опишите профиль корпоративного дизайнера, который будет вхож в команду управляющих. Какие черты он должен иметь, какими навыками и знаниями должен обладать? На этом рубеже, рекомендую хорошо пообщаться с теми дизайнерами-управленцами, которые работают в других компаниях.

Средний рубеж. Разработайте модель (или набор моделей) для оптимальной организационной структуры, в которую должная вписаться внутренняя команда дизайнеров. Опишите принципы, которыми ваши дизайнеры должны руководствоваться в своей работе. В качестве отправной точки, проведите корпоративное исследование, изучите опыт других.

Дальний рубеж. Изучите, каким должно быть образование для дизайнеров, чтобы соответствовать тому уровню развития, который мы видим сегодня в сфере дизайна. Как вариант, можно запустить пилотные образовательные программы, в которых отражены современные тренды, и использовать измеримые показатели, чтобы понять эффективность этих программ.

PS. Может показаться, что роль дизайнера в исследовании преувеличена. В конце концов, это дизайнерское исследование :-) Но важно другое — как авторы показывают важность, смысл профессии коллегам и тем более новичкам. Мне кажется, это ценно.

Читайте также: